Мы попали?! Да, мы ПОПАЛИ! Но жизнь продолжается и вдобавок жить надо так, «чтобы не было стыдно за прожитые годы». Особая ответственность накладывается на ТРЦ в реалиях пандемии из-за судеб сотен и тысяч людей, связанных с ним географически, просто потому что живут рядом.

В условиях, когда эпидемиологическая обстановка непредсказуемо колеблется от «хуже некуда» до «более-менее» первостепенно важным становится для ТРЦ и социума вокруг него состояние и техническое обслуживание комплекса его инженерных сетей, оборудования. Невозможно без бесперебойной работы всех систем представить себе торговый центр в качестве некоего островка безопасности, с которым он себя позиционирует.

Вокруг бушующее море внешнего мира, а для его посетителей и служащих – удобства, спокойствие и… птички чирикают в уголке релаксации. Во все времена года, но особенно в осенне-зимние холода в ТРЦ поддерживаются благодатные температура и влажность воздуха – все согласно нормативам. К этому нужно добавить, что нужно постоянно следить за составом воздуха, как и за состоянием помещений торгового комплекса, и очищать их, исходя из требований санитарии и гигиены.

Существует целый ряд субподрядных организаций, специализирующихся на эксплуатации зданий. Со свободной душой им можно поручить весь груз забот, и они будут контролировать, ремонтировать, проводить плановую профилактику, словом, все, что должны делать вы, если вы владелец.

Эксплуатационные особенности работы ТЦ во время пандемии

Как свидетельствует статистика, карантин и его барьеры мало повлияли на покупательский спрос – количество покупателей в ТЦ уменьшилось незначительно. Еще бы: людям ежедневно нужно есть, пить, мыться, одеваться и еще тысячи бытовых мелочей. Попробуй, лиши их хлеба насущного и получишь голодные бунты, а то еще какие-нибудь экзотические − мятежи заросших, небритых… Посему ТРЦ работают, НО! Проводится постоянная дезинфекция помещений, внедрены масочный режим, санитарные расстояния между посетителями и прочие меры. Стало строже отношение к технической эксплуатации зданий.

Пандемия заставила со всей ответственностью отнестись к состоянию систем вентиляции, кондиционирования. Задача перемещения воздушных масс в помещениях в соответствии с проектом и нормами воздухообмена, качество воздуха, чистота его –все это работа вентиляции и системы кондиционирования, которые должны обеспечивать расчетные показатели: 20м3/час воздуха для одного посетителя и 60м3/час для работников ТРЦ. Эти цифры варьируются с учетом работы отопительной системы и текущей поры года.

Думаю, даже пандемии не удалось и не удастся застать врасплох ТЦ, их сотрудников, закаленных ролевыми семинарами и вебинарами. В целом система эксплуатации зданий остается неизменной. Упор делается на дополнительные меры, включающие дезинфекцию торговых площадей и систем искусственного климата. Наряду с процессами дезинфекции должны проводиться лабораторные исследования, позволяющие убедиться в итоговой правильности наших действий. Графики по санобработке помещений и состав ее работ должны составляться, а также далее корректироваться в зависимости от нормативов, выдвигаемых медицинскими учреждениями.  

Комплекс первоочередных и обязательных мероприятий ТО оборудования, инженерных систем и подсистем, сетей здания торгового центра:

  • внешний осмотр всего наличествующего оборудования на предмет  обнаружения существующих и возможных поломок, неполадок;
  • контрольные пуски оборудования с целью обнаружения возможных неисправностей;
  • профилактика и наладка главных агрегатов инженерных систем;
  • проверка фильтров, регламентная замена комплектующих;
  • согласно разработанных мероприятий чистка, дезинфекция установок искусственного климата, вентиляционных воздуховодов;
  • перевод по регламенту оборудования на сезонную работу;
  • электросети – регулярные обходы и контрольные замеры;
  • проверка КИПиА и диспетчерских устройств;
  • настройка, устранение неполадок с заменой пришедших в негодность деталей и узлов;
  • и венец делу – составление отчетов по каждому пункту. Обязательно!

Регламент по техническому обслуживанию и эксплуатации оборудования – это, образно говоря, царь и бог. Все работы проводятся в соответствии с ним, инструкциями и техническими нормами. График эксплуатационных мероприятий, разработанный техническими службами ТРЦ, представляется для согласования заказчику. В нем в обязательном порядке учитывается возможность совмещения проведения профилактических и ремонтных работ с ведением торговой деятельности. Надежная и своевременная работа эксплуатационно-технических служб ТРЦ обусловливает безаварийное функционирование обеспечивающих систем.

С уважением,

Дмитрий Грильберг