Районные торговые комплексы – компактные и комфортные, расположенные внутри жилой застройки микрорайона, вполне способны заменить собой огромные − гипермаркеты. Мировые тенденции к оптимизации функций первыми дали о себе знать по традиции в сфере торговли. Обычные покупатели своими деньгами указывают, что им предпочтительней вот такие небольшие районные ТЦ, нежели «Огромные и не всегда заполненные Арендаторами — гиганты». И на рынке торговой недвижимости такой формат всегда востребован.

Покупатели выбирают малоформатные  ТЦ   

В мире торговли в разных странах постепенно, но уверенно  на смену гипермаркетам приходят небольшие торговые объекты, магазины «рядом с домом», точки выдачи заказанных товаров, малоформатные  торговые центры.

Районные ТЦ со всеми необходимыми товарами, локациями для проведения свободного времени да еще близко к жилым домам, удобны покупателям для посещения в любой день, в любой час. Это не займет так много времени, как на поездку в гипермаркеты, как правило, расположенные  на окраине города или за его чертой.

В Киеве малые торговые центры стали появляться в конце девяностых. Чаще всего  они возникали в зданиях бывших  универмагов, а  также домов культуры и других более или менее подходящих для торговли объектах недвижимости.

Со временем появились и новые торговые центры малых форматов, в которых были учтены и исправлены все недостатки, характерные для «первопроходцев». Последние были  переоборудованы «на скорую руку» из старых технически несовершенных помещений, бессистемно заселяемых арендаторами.

Новые районные торговые комплексы

Новые малоформатные  районные ТЦ построены из новых стройматериалов и с применением последних достижений науки и техники, начиная от удобной  планировки помещений и до современных парковок рядом со зданием. Изменилась концепция всей работы благодаря внедрению  автоматизированных систем, продуманному распределению трафика, а также формированию вертикальных связей.

Торговые объекты приблизились к потребителю, который оценит удобство и качество обслуживания, и в результате все это приведет к росту товарооборота. Жители получили возможность добираться до ТЦ  пешком или на городском транспорте, уменьшилась потребность в больших площадях для парковки автомобилей. Никто не сомневается, что гораздо рациональней  свободные территории  использовать  для  размещения объектов социального назначения,  возможно, разбить парки, скверы, газоны, построить различные спортивные и детские площадки.

Для удобства жителей  ритейлеры часто размещают в районных торговых центрах так называемые витринные торговые точки, которые работают в формате шоу-рум. Покупатель получит квалифицированную консультацию, ознакомится с ассортиментом, и ему не придется самому решать проблемы с транспортировкой выбранных объемных и тяжелых товаров, так как организована их доставка.

Как задумывали, так и построили

Приступая к проектированию районного ТЦ, скрупулезно анализируют все  факторы, которые могут оказать влияние на его дальнейшую работу, и, прежде всего, изучают социальный состав населения. Скопировать формат гипермаркета крупного масштаба с его гораздо большими возможностями не получится. Перед районными торговыми центрами и не стоит такая  задача. На меньших площадях сосредоточены самые необходимые магазины.

В это же время  большие ТЦ,  кроме торговых площадей, имеют рекреационные элементы. Потребитель в перерыве между посещением магазинов может провести досуг в залах игр, на катке, посетить  кафе или ресторан.

Предварительное изучение потенциальной аудитории покупателей, их потребностей поможет выбрать наилучший вариант проекта торгового центра. Руководствуясь результатами проведенных исследований, он будет оптимален, с привязкой к данному конкретному району. Это обеспечит функциональность такого решения при меньших затратах и будет отвечать насущным запросам жителей, которые смогут всегда по желанию совершать покупки рядом со своим домом.

Арендаторы площадей районного ТЦ

Состав арендаторов торговых центров в районах похож и чаще всего включает в себя:

  • Продуктовый супермаркет среднего уровня, как один из важнейших элементов, который определяет уровень покупателей и других арендаторов. Обычно располагается на первом этаже здания (или на первом уровне).
  • Детский универмаг, магазин,  незаменимый для молодых мам с детишками, которые после шопинга, вполне возможно,  воспользуются  услугами фуд-корта.
  • Торговые сети, где есть возможность сделать предварительный онлайн-заказ с последующей доставкой. Все больше новых услуг открывается перед покупателям благодаря такой функции. Можно  получить  оперативно качественный товар, в том числе из новых коллекций.
  • Детская площадка расширенного формата (оптимальный размер локации, как правило, до 350 квадратных метров).

Возможно, собственнику центра не так просто найти арендаторов, чтобы быстро решить проблему с  зонами развлечения и отдыха, но  подобные элементы очень подкупают посетителей.

  Удачно подобранные арендаторы, предоставляющие все необходимые услуги и продающие широкий ассортимент популярных товаров, задержат потенциальных покупателей, и они всегда выберут  шопинг в торговом центре  своего района.

Популярный формат

Обычно районные  ТЦ   строят  площадью не более, чем 15 тысяч кв. м.  Конечно,  учитываются конкретные условия каждого района, но обычно строят такой объект торговли  для посетителей, проживающих на территории радиусом полтора-два километра от нового центра.  Очень важны и такие данные, как план района, особенности развития дорожных сетей, уровень конкуренции и другие.

Покупатели экономят свое время,  сокращая поездки за товарами в отдаленные гипермаркеты, широко пользуются  торговыми услугами  в онлайн-формате, получая товары в ближайшей точке  выдачи или оформляя доставку на дом.

И в дальнейшем намечается тенденция к росту популярности районных ТЦ, так же, как это происходит в европейских странах.

Жителей районов  в ближайшие годы объединит центр торговли, где можно будет не только сделать покупки, но и  перекусить, хорошо  провести досуг. Формат районного ТЦ уже сейчас занимает свою нишу в торговле, ведь покупатели  всегда выбирают магазин  рядом с домом.

С уважением,

Дмитрий Грильберг